Поиск по этому блогу

Путешествие в южную Патагонию. Rio Baker. Часть 1.


Река Бэйкер является жемчужиной южной Патагонии . Это – самая большая река в Чили и одна из самых больших рек в мире. В своем путешествии по Южной Америке мне удалось забраться далеко на юг и проехать эту потрясающую реку. Наверное, я первый русский каякер, кто сделал это.

Поиск команды
После нескольких дней проведенных на Футалефу, я начал всерьез подумывать о возможности поездки на Baker.
Мысль поехать на Baker витала в воздухе. Все, кого бы я не спрашивал, хотели туда попасть…но делали это как-то пассивно – им нужно было, чтобы кто-то приехал, взял их в свою машину и отвез за недорого на Baker.
Вот и Рауль тоже говорил, что хочет туда поехать, но почему-то только в конце января. Он очень надеялся на своего друга – француза, который приедет, снимет тачку и отвезет его туда
Я слышал много историй о том, как люди, мечтающие попасть на Baker, не могли сделать этого…Например один парень (не помню, как его имя) три года подряд планировал экспедицию на Baker, и каждый раз что-то не срасталось – то вся команда вдруг слилась, то с машиной проблемы, то еще что-то…когда у него в третий раз не получилось организовать команду для прохождения этой реки, он поехал туда в одиночку!..и в одиночку проехал всю реку на родео лодке…
В это время в кемпинге Cara Del Indio было довольно много народу со всех уголков земли с машинами. Пообщавшись с ними я узнал, что в ближайшее время на Baker собирается ехать немецкая команда в составе Анне Хьюбнер и братьев Мотц (Томас, Стефан и Майкл)…к сожалению, места у них в машине для меня не нашлось. Но я, наверное, очень везучий, потому что в тот же день выяснилось, что "Норвей-тим" (Джулиан, Нини и Николь) ищут еще одного или двух человек в машину (двух потому что Николь убрала себе на реке Турбио плечо и никак не могла определиться, поедет она или нет…немного забегая вперед скажу, что она все-таки решила поехать, так что у них осталось только одно вакантное место), чтобы поездка на Baker вышла подешевле. Ехать они планировали примерно в те же сроки, что и немецкая команда. Думал я не очень долго – секунд 30! =) После чего договорился с Джулианом, что еду с ними.

Дорога на Бэйкер
Планировалось выезжать дня через три (в районе 9го января)… Но на Футе зарядили дожди и стало оооочень холодно, настолько холодно, что желания кататься не осталось ни у кого. Мы посовещались и решили двинуть в путь, не дожидаясь планового срока… Но сначала заехали в город…на пол дня. Потом заехали в домик к Мэриан Сетер (если честно, то я не очень понял зачем – то ли забрать какие-то письма в Норвегию, то ли наоборот отдать =) И только потом стартовали – на часах было 18.00, дождь лил, как из ведра, и мы были все мокрые и замерзшие. В этот вечер с предложением снять кабанью (апартаменты) никто спорить не стал – сама мысль ставить палатку в такую погоду наводила ужас.
В дождь на склонах гор появляется бесчисленное количество ручейков
Дорога от Футы до Ла Хунты оказалась довольно красивой. Из-за дождя появилось бесчисленное количество маленьких и совсем не маленьких ручейков и речушек, обрушивающихся водопадами рядом с дорогой и иногда даже на дорогу. Некоторые из этих водопадов выглядят вполне проходимыми. Через три часа дороги мы добрались до Ла Хунты и сняли там кабанью. Удачное начало пути отметили пиццей :)
Вечерняя пицца (Фото Nini Christine Bondhus)
По дороге на Baker мы хотели собрать несколько речек (благо в этом регионе их не мало – есть из чего выбрать), среди них были такие как Figueroa и Tigre. Но выбрать надо было что-то одно – голосованием решено было поехать на Figueroa.
Проснулись пораньше и поехали…уехали не далеко – нас тормознул местный мужик и спросил, когда и где мы последний раз дезинфицировали наши лодки и снаряжение. Услышав в ответ что-то невразумительное, он отправил нас на бензоколонку все это дезинфицировать. В Чили во многих реках живет слизь под названием Didymo (так же известна под названием "сопли камней"). Эта слизь изменяет пищевые сети и обладает потенциалом для влияния на рыбные промыслы. Поэтому местные очень тщательно следят за тем, чтобы Didymo не переселялся из одной реки в другую – для этого по всей стране можно найти специальные автоматы для дезинфицирования снаряжения, контактирующего с водой. На дезинфекцию мы потратили часа два-три…после этого времени ехать на выбранную реку уже не было, и мы решили проехать ее на обратном пути! :)
Дезинфекция (Фото Nini Christine Bondhus)
Дорога была в основном грунтовая, по сторонам от дороги – заросли джунглей, так что ничего, кроме деревьев видно не было. Больше всего запомнились здоровенные листья лопухов, некоторые из них имели до двух метров в диаметре! Они были повсюду вдоль дороги. Не знаю, чем они меня так поразили…может я лопуховый маньяк? =) Через несколько часов езды дорога превратилась в мегасерпантин, карабкающийся в горы – таких крутых серпантинов я еще не видел!.. После перевала неожиданно появился асфальт и постепенно начали пропадать заросли,  и инога можно было полюбоваться красивыми ландшафтами. 
Дорога на юг Патагонии

Патагония – отличное место для хождения на руках!

Пока ехали до города Кояйке, пересекли множество рек, некоторые из них выглядели очень привлекательно для сплава – решили, что надо обязательно проехать их на обратном пути, ну или еще когда-нибудь.
 Rio Cisnes – одна из многих рек, которые мы проезжали.

Пока искали место для ночлега недалеко от Кояйке, Николь заехала в город и немного попутала правила дорожного движения. В результате мы оказались на односторонней улице с очень большим уклоном.. и конечно мы ехали против потока. Все начали сигналить, а Николь, как и подобает девушке – отпустила руль и закричала что-то вроде "Ааааа! Что же делать? Что же делать?" =))
Николь
Тронуться задним ходом ей не удалось – ситуация и реакция Николь на эту ситуацию были настолько смешными, что мы надрывно смеялись и не могли ей посоветовать ничего дельного. В результате она заехала к кому-то во двор, выехала задним ходом, развернувшись в правильном направлении движения, и с третьей попытки ей удалось тронуться вверх. После этого у Джулиана вырвалось насквозь пронизанное сарказмом – "Good work, Nicole!!!" =))
Вот так выглядит Кояйке с дороги
На следующий день выезжая из Кояйке, сделали кругов пять вокруг памятника мате! В Аргентине и в Чили люди почти постоянно пьют мате. В Кояйке его видимо настолько любят, что поставили памятник! =))
Памятник мате
После Кояйке деревья практически исчезли, и нашим глазам начали открываться потрясающие по своей красоте ландшафты! 
Дорога на юг
 
Южная Патагония невероятно красива (фото Nicole Dube)
Проезжая мимо красивого двухступенчатого водопада с маленьким храмом рядом с ним, мы не смогли не остановиться. Водопад называется Virgin Falls.

Святое место рядом с водопадом Virgin Falls

Николь, Джулиан и я на фоне водопада

Водопад Virgin Falls
Джулиан не смог пройти мимо алтаря и толкнул с него речь!))
Джулиан толкает речь с алтаря =)
Остановки стали довольно частыми, потому что открывающиеся виды были настолько красивыми, что проехать мимо было невозможно.

Еще одно место, мимо которого невозможно было проехать, не остановившись  
Через какое-то время после того, как асфальт опять кончился, мы доехали до очень красивого озера Lago General Carrera – именно в этом озере берет свое начало река Бэйкер. На берегу этого озера устроили пикник.
Нини на берегу озера Lago General Carrera
Мэриан рекомендовала по дороге на Бэйкер заехать посмотреть пещеры Marmol – их мы тоже решили оставить на обратную дорогу.

Нини и Джулиан 
В районе 17 часов мы доехали наконец до Бэйкера. Заехали в городок Puerto Bertrand и сразу встретили там рафт-гидов говорящих по-английски. Пообщавшись с ними, выяснили, что в этот день они видели тут машину с четырьмя каяками. По описанию, мы узнали машину наших знакомых немцев!
Джулиан всю дорогу нигде не расставался со своим айпадом :)
Бэйкер
Найдя кемпинг и встретив там немцев, мы решили не расслабляться и поехали посмотреть пороги первого каньона. Немцы сказали, что эти пороги обязательны к просмотру.

Когда спускались от дороги поближе к реке, встретили вот такого вот местного жителя. Он подпустил нас к себе метров на пять, после чего убежал..
Местный житель
Пороги первого каньона может и имеют названия, но обычно все их называют по номерам (номер 1,2,3,4). Исключением является порог номер 2 –  его чаще называют по имени – S-bend.

С дороги пороги выглядят не страшнее класса 3.
Salto Nef и начало первого каньона
Даже когда мы спустились поближе к реке, они не особо впечатляли. Мы быстренько наметили линию движения в первом пороге – с берега все выглядит довольно просто, огромная бочка слева и волна справа, пробиваешь волну и уходишь налево. Я и не думал, что в этом пороге могут возникнуть проблемы. Но как сказали немцы (трое из них уже были на Бэйкере пару лет назад), обычно проблемы возникают потому что ты не ожидаешь, насколько большая эта волна и вообще, насколько все большое!..

Первый порог первого каньона
Второй порог (S-bend) находится сразу после первого (между ними всего около 100 метров). Это самый длинный порог на реке. В начале – неприятная бочка справа, потом плохое место слева, далее множество волн и два довольно опасных улова по краям. Вода пульсирует, т.е. выдерживание идеальной линии сильно зависит от везения – чуть-чуть не повезло, волна схлопнулась на тебе и оттащила метров на 20 в сторону… Тут мы тоже наметили линию движения и особых сомнений на счет нее было. В этот момент я еще не знал насколько сильно отличается то, что мы видели с берега с довольно большой высоты от того, что ты видишь сидя в лодке…
Начало порога S-bend
Где-то между вторым и третьим порогом Нини и Николь решили, что первый каньон они не поедут.
Николь и Нини
Порог номер три представляет собой 4 здоровенные, периодически обрушающиеся, волны с огромной, размером с дом, бочкой слева и очень неприятным кипящим уловом справа.
Выйти из правого улова на струю и уехать налево невозможно… Вода очень сильно пульсирует – амплитуда пульсации в этом улове около 2х метров. Вылезти на берег при такой пульсации очень и очень сложно. К тому же если ты заплывешь в этом улове, никто тебе помочь не сможет, а плавать будешь в основном под водой, потому что очень велика турбуленция. Хотя два (или около того) года назад известный швейцарский каякер, Северин Хаберлинг, попал в этот улов и ему удалось вылезти на берег и обнести порог…но повторять это очень не хочется.

Просмотр порогов первого каньона

О четвертом пороге мы тогда не знали и, благополучно его не посмотрев, уехали в кемпинг ужинать. 
Вечером пообщались с немцами, узнали о четвертом пороге и о том, что лучше его все-таки посмотреть…
В Патагонии, не смотря на лето, вечером становится совсем не жарко
Сплавная секция реки Baker представляет собой Salto Nef, первый каньон (с четырьмя порогами), второй каньон (он очень короткий и пороги там довольно безликие) и третий каньон (с шестью порогами, и одним обносом). Вся секция длиной около 30-40 км. Дорога идет вдоль первого и второго каньона, но там, где начинается третий каньон, дорога уходит далеко в сторону – случись что, выйти пешком из третьего каньона будет проблематично. После окончания сплавной секции есть два варианта:
1. Карабкаться с лодкой на плече в гору к дороге – это занимает примерно час;
2. Плыть еще около 10км вниз, где дорога подходит прямо к реке – это тоже занимает примерно час.
Мы решили, что сплавляться по ровной воде всяко приятнее, чем карабкаться в гору.

План был такой – Николь и Стефан едут на двух тачках к месту тейк-аута, выбрасывая меня и Джулиана рядом с четвертым порогом первого каньона. Оставляют одну машину на месте финиша и возвращаются за нами. Дорога там грунтовая и довольно серпантинистая, так что путь туда-обратно занимает около двух часов.

Четвертый порог начинается с  бочки по центру, после которой слева находится здоровенная бочка в 2/3 реки шириной. Дальше волны и небольшие бочки. Просматривали опять с довольно высокого места, и весь порог выглядел не очень впечатляющим. После просмотра мы с Джулианом дружно решили, что поедем слева направо. О чем и сообщили братьям Мотз, когда вернулись в лагерь и начали готовиться к старту. На что Майкл сказал – "Может быть там конечно и можно ехать слева направо, но мы поедем по другой линии. В любом случае мы еще раз остановимся перед порогом для просмотра!"

И вот мы стартовали! Все, кроме Нини и Николь – они не захотели ехать первый каньон и поехали ждать нас у моста во втором каньоне.

Первые минут 10 сплава были по ровной воде.

Доехали до первого большого порога - Salto Nef.
Первая ступень Salto Nef

Вторая ступень Salto Nef

Он представляет собой два дропа, 3 метра первый и 4 - второй. Обычно все его ездят слева по канализации, т.к. в центре после второго дропа находится самая большая бочка на реке.  Канализация оказалась довольно фановым крикинговым участком!
Я во второй ступени Salto Nef

Ну а дальше началось самое интересное! Как только въехали в каньон, река как-будто бы закипела. То появлялись здоровенные поганки, то воронки…сбойки постоянно притапливали - и это на большой сплавной лодке. Периодически вспухали поганки и относили в сторону метров на 10-15. Никогда я не ездил по воде имеющей такую структуру.
Начало первого каньона
И вот он первый порог! Немцы оказались правы - при просмотре я не просто недооценил насколько все большое, я даже не представлял, что такое бывает!
Начало первого порога

В общем, разинул пачку и немного продолбал линию (ушел чуть правее, чем надо было). Не смотря на обрушившуюся на меня здоровенную волну, мне удалось сохранить стабильность и выехать из этого неприятного места. В конце порога я немного притормозил в улове, чтобы обернуться и посмотреть все ли нормально у моих товарищей. В этот момент мимо меня пронесся Джулиан. Улово оказалось не особо хорошим – когда я начал выезжать, меня чуть-чуть подварило, после чего я решил, что больше в порогах заезжать в такие улова не стоит.

Я посреди первого порога
Во втором пороге я немного ошибся с траекторией – ушел направо дальше, чем надо было, в результате собрал все здоровенные схлопывающиеся волны, следующие друг за другом. Приятного в этом оказалось мало - они огромные и чувствуешь себя в них, как щепка.
В пороге S-bend
В пороге S- bend
После порога мы все собрались в улове и пообсуждали кто как проехал – эмоций была масса! Оказалось, что Анне проехала по такой же траектории, что и я. А Майкл ушел немного левее, чем надо было и по полной наприключался в здоровенной бочке и кипящем улове - он рассказывал что-то про 10-15 эскимосов и про то, что он уже начал подумывать о том, чтобы вылезти из лодки.
Бурное обсуждение прохождения

Дальше был порог номер три. Я думал, что уже сейчас-то представляю насколько тут все большое и готов к этим волнам…Но Baker опять преподнес сюрприз! Входная волна оказалась настолько большой, что пока въезжаешь в нее, успеваешь сделать 6-7 гребков. Я ехал за Джулианом и когда увидел, что ему удалось проскочить первую волну по зеленой воде, подумал – "Ну все, приехали…", и в этот момент на меня обрушилась огромная масса воды! Ощущения были, как в стиральной машинке. И стоило мне только показаться на поверхности – на меня тут же обрушилась вторая волна…и потом третья… Но не смотря на это мне удалось выдержать линию и уехать налево. Снизу я посмотрел, как проходят этот порог немцы – Стефану повезло, он проскочил, как и Джулиан по зеленой воде, а вот Томас и Майкл собрали все обрушающиеся волны, как и я. Снизу это выглядело довольно забавно – человек исчезает на какие-то мгновения и потом выезжает на серфе из тучи пены.


Начало порога номер три

Так выглядит третий порог изнутри
От порога номер три до порога номер четыре довольно далеко, а между ними секция с ровной водой. Но даже на этой ровной воде нельзя расслабляться – постоянно появляются воронки, порой очень больших размеров. В одну из воронок Стефана утащило целиком – торчал только нос его каяка.
Посмотрев на порог с близкого расстояния, мы с Джулианом одновременно изменили свое мнение о том, как следует его ехать – немцев это позабавило) При ближайшем рассмотрении наиболее логичной выглядела траектория право-центр-право – так мы и решили проехать. Стартовали, я забуфил правый край первой бочки, еще немного проехал налево и потом попытался уйти направо…Но немного не успел… Зацепил край здоровенной бочки и подзалип там – пару раз перевернулся через корму, после чего поймал контроль и выехал.
Я в четвертом пороге

На этом вместе с четвертым порогом закончился и первый каньон.  

Продолжение следует...

1 комментарий: